Служение больному
(выдержки из писем)
Служение больному — служение Христу
Н. Н.
Потрудились над больными?
Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: Болен был и посетили Меня (Мф. 25, 36).
За это и Господь посещает души милостивые и доброхотные к нуждающимся. И если увидит какую болящей, как тещу Петрову некогда, берет за руки, — готовность покорствовать Ему, — и восставляет.
Уход за больным — угодное Богу
Христос воскресе!
Силы ваши хоть не совсем возвратились, однако ж их достаточно оказывается, чтобы ходить за болящим, не стоящим такого ухода. Но Господь милостивый не посмотрит на недостоинство болящего и к Себе отнесет уход сей. И потом утешение за то пошлет — или полное выздоровление, или награду должную отложит на будущий век.
Да будет вам сие во благо!
Болезнь и память смертная
<...> Б. больна... Пусть в это благовремение научается памяти смертной — спасительной. Здоровому трудно помнить... Господь для того и болезни посылает, чтобы напомнить о смерти... а от сей памяти перевесть и к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
<...> Вашей красавице все не легче... Очень жалею, но не допускаю ропотливых мыслей. Все — от Бога, а Бог лучше нас знает, что кому пригоднее... и на лекарей не серчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит. У Бога же о болезненном и здоровом состоянии — совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как Небо от земли. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. Вон Веру Алексеевну Бог укрыл болезнию от женихов. И ведь не к худу! Веруйте в Бога и все перенесете добре.
Благослови вас Господь всех — матушку, супруга вашего и вас, и красавицу болящую.
Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан
<...> Н. Н. желаю выздоровления, а пока даруй, Господи, терпения!
Н. Н. спаси, Господи! Я всегда ее поминаю на проскомидии. Давно страдает. Даруй, Господи, терпение. Выполаскивает Господь, чтобы белее была. А мучеников так еще подрумянивал Господь. Вот как Он любит Своих холить и украшать!
Поклон всем знаемым и всему Тамбову.
Спасайтесь!
Е. Феофан
Милость Божия буди с вами!
Скорблю вместе с вами об Н. и молюсь, да сотворит Господь с нею милость, и вас всех да успокоит. Но вместе с сим нам надо держать в мысли закон, по которому Господь размеряет участи наши на земле. Тут все от Господа — от мала до велика и се есть средство в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья; таков смысл и болезни вашей Н. Ей на дороге к будущей блаженной жизни непременно, по Божию премудрому и благому суду, надо потерпеть, что терпит. Усвойте сие воззрение и ей то же самое внушите, — и то, что есть тягостного в этой болезни, перестанет тяготить душу и успокоит ее. Вера — целительница души, упованием окрыленная и любовию согретая.
Установясь в сем убеждении, о лечении всю заботу имейте и сердечное попечение, но с душевным спокойствием и преданием всего в волю Божию. Пусть и Н. так расположится: счастье земное, конечно, тоже благо есть в своей мере. Но если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, — буди воля Божия! Довольно с меня любви мужа, матери, отца и родных. Приношу благодарение Господу и за это, и за то... и за то, что дается, и за то, что не дается. Да даст только мне Господь благодушие и терпение и такое настроение духа, с каким нестыдно явиться пред Господа.
Праздники на дворе. Поздравляю с ними! Радость праздничная да поглотит вашу скорбь.
Прошу передать поклон, поздравления и благожелания знаемым.
Вас всех да благословит Господь!
Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан
Терпящий недуги и скорби уподобляется в подвиге мученикам
<...> Другая у вас боль от болезней дочери... Вот что вам скажу... Как вы уже все возможные средства перепробовали, то вам остается одно — помириться с этим горем и нести его с покорностью Богу, веруя, что эта болезнь необходима для спасения вашего и дочери вашей... а также и мужа ее...
Помирившись таким образом, и держите себя спокойно и то же спокойствие одолжите и дочери. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет, — на пять, десять, двадцать. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай пред глазами... за терпение.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан
Молитва о болящей
<...> У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери то же внушите, и всем своим то же скажите. Тогда все молитвы о ней сторонние сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь внимание Господа...
Да избавит ее Господь от ее немочи... <...>
Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу
<...> Лечить сестру или к святым прибегать — одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божие творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез Него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство. А когда Бог не помогает лекарю, не знаю, попадет ли кто из них тогда на настоящее лекарство. Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, чтобы вразумили его угадать лекарство. И ко святым угодникам прибегайте, и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте). Ибо не знать, где сокрыта для нее помощь Божия. Может быть, Бог судил ей быть такою, потому что это для нее спасительно. И она во всю жизнь такою останется, ради своего спасения. Или послал Бог сию болезнь на время, чтобы испытать веру ее и родителей ее. Бог Один все сие ведает. Болезнь — не покор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. Пусть молится сестра усерднее Богу, но, молясь, пусть не говорит: «Дай здоровье», а — «Буди воля Твоя, Господи! Слава Тебе, Господи! Если угодно Тебе, Господи, избавь, а неугодно, буди воля Твоя! Верую, что и это (болезнь) хорошо, как хорошо здоровье. Благодарю Тебя, милостивого Создателя!» Выучи ее читать и писать и рукодельям, и пусть спасается как Черничка.
Благословение Господне буди на тебе.
Е. Феофан
Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу
<...> Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе, да на проскомидии помин. Кажется бы, довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душою. Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна... Вы заказали, но, дав деньги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч все заботы... Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться?
Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на Литургии, когда поминается Н. на проскомидии... Тогда ваше болезнование берется молитвою церкви и быстрее возносится к престолу Божию... и самую молитву церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят...
Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душою о болящей... И дело будет. В церкви на Литургии болите во время проскомидии... и особенно, когда после Тебе поем Богородичную поют песнь:
Достойно есть. Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие...
Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас Своею помощию... Где заказать? — В Задонске, у свт. Тихона... А если душа лежит к Киеву, в Киеве... Куда душа лежит, там и закажите...
Но главное сами болите о больной... И больше бедным помогайте... не тем только, которые ходят... Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную...
Благослови, Господи, всех вас — матушку вашу, вас с супругом, болящую дочь и прочих деток, и всех, кои около вас... и торговые дела ваши.
Ваш богомолец Е. Феофан
У постели выздоравливающей
Милость Божия буди с вами!
А я уж беспокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.
Больная весьма хорошо сделала, что причастилась Святых Христовых Тайн, кои суть истинное врачевство для души и тела. Даруй ей, Господи, благодушие и терпение. Спокойствие душевное — великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если бы могла не думать... Пустяков столько лезет в голову. Пусть молится коротенькою молитовкою ко Господу Спасителю, Матери Божией и Ангелу-хранителю. Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.
Не оставляйте ее одну. Сидите подле, — и тут что-нибудь работайте... и другие тут бы были. Ей веселей... и мысли не бурлили бы... Это теперь — большие враги.
Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. И весело посматривать на выздоравливающую...
6499 |
Феофан Затворник, святитель ,«Неизлечимая болезнь: конец или начало». Москва, Издательский совет русской православной церкви, 2007. |
Отзывы:
Мама заболела раком груди. До болезни брала книгу Феофана Затворника в церковной библиотеке. Может быть Богом посылаются болезни для спасения души. Ибо в страданиях очищаемся.
ангелина , возраст: 38 / 2017-01-21 22:45:00Предыдущая статья |
Смотрите также |
Дадим близкому не жалость, а сострадание