Проблема эвтаназии

Опыт умирания необходим человеку

— Наша тема — эвтаназия. Эта тема может стать актуальной для тяжелобольного человека, который не видит никакого смысла в своем дальнейшем страдании и ищет пути легкого прекращения своей жизни. Что плохого в эвтаназии и что хорошего в ней?

— Сразу скажу, что хорошего в эвтаназии ничего нет. Нет и все.

Я объяснюсь, конечно. Для начала давайте разделим: есть болезнь, которая совместима с жизнью, есть болезнь, несовместимая с жизнью. Чаще всего последняя, предсмертная болезнь сопровождается очень большими страданиями. Причем минуты непосредственно перед смертью характеризуются состоянием агонии, когда человек находится в бреду. Далее наступает уже момент самой биологической смерти. Видя эти стадии, а я как священник видел их в своей жизни не один раз, я знаю точно, что весь этот опыт необходим человеку, хотя он очень тяжел и очень страшен. Не знаю, как я сам пройду этот смертный опыт, когда придет пора.

А теперь объясню, почему все-таки он нужен нам. Ввиду того, что человек перед смертью болеет все тяжелее и тяжелее, эта болезнь пронизывает все его существо. Как апостол Павел сказал бы «до мозга костей». Человек оказывается полностью скован болезнью. Как же мы проходим эти испытания?

Человек, который имеет от Бога в своей душе источник жизни, всю жизнь подготавливает себя к смерти, он легко преодолевает ее наступление, несмотря на то, что болезнь пронизывает его целиком. Потом, когда происходит агония, человек легко проходит и ее. Недаром говорят о некоторых: «умер, как пташка», то есть раз — и все.

Был такой писатель Сергей Нилус, который написал книжку «Жатва жизни: пшеница и плевелы». Он описывает несколько ярких и характерных случаев умирания. В нескольких главах подробно описываются душевные и физические страдания умирающих, как болел человек, от чего он умирал, и как душа его откликалась на разные стадии болезни и умирания. Он описывает смерти различных людей и приходит к собственному выводу, что в конце жизни открывается ее смысл, и что смысл нашей жизни состоит в том, чтобы подготовить себя к смерти. Ведь что бы мы ни делали, мы все равно готовим себя к ней. Он описывает, что праведники, от какой бы болезни они ни умирали, умирали иначе, чем грешники. Им не было легко умирать в физическом отношении, если их руки и ноги болели, мучили язвы, но вот душевно им было легко. Потом Нилус описывает болезнь и смерть грешников различных сословий и судеб, и то, насколько ужасно они протекали. Когда происходила агония у праведников, им легко удавалось уйти, они трепетали немножко и умирали как пташки, а у грешников агония — это вздохи, стоны, страшные видения, кошмары в последние дни, сутки перед смертью…

Болезнь, страдания и скорбь очень важны для нас. Они — печать жизни, точка над «i», они венчают все, что мы в течение жизни собрали. Из своих собственных наблюдений скажу, что агония и предсмертная болезнь записывается во всем сознании человека. Я уверен, что этот опыт очень важен для души человека. Он помогает нам, наконец, объективно познать величину и губительность наших грехов и, вероятно, очиститься от части их. И, возможно, человек на каком-то уровне своего сознания успевает еще в этой жизни обрести категорическое неприятие греха, потому что он ведет к страданиям.

Я видел человека, который умирал в тяжелейших страданиях от физических болей, но при этом с молитвой на устах, даже в бреду, в агонии, он кричал: «Господи, помоги, Господи укрепи ! ». И видел другого, в такой же агонии, так там стоял трехэтажный мат, из этого человека летела скверна. У него волосы стояли дыбом, энергия смерти распространялась во все стороны. А когда праведник умирает в страданиях, его окружает покой. Один раз слышал, как просили помолчать, чтобы дать человеку спокойно умереть. И точно так, спокойно, все и случилось. Там в комнате было человек шесть, которые, услышав просьбу, немного отошли от постели умирающей, и она со словами «Господи, Господи» спокойно умерла в тишине.

Я слышал, как моя бабушка умирала от рака. Ей было тяжело, но она умерла в кругу родных и близких, и в самом конце она только встрепенулась и — все. А другая из моих близких родственниц, которая была моложе и была очень добродетельной, умирала тяжело, в физическом плане. Во всех органах были метастазы. При онкологии используют наркотические вещества, например морфий, чтобы облегчить страдания. Эта женщина отказалась от них, так как хотела быть в полном сознании, понимать, что происходит, и постоянно молиться. Она приняла эти страдания целиком. Но все равно последние минуты жизни она провела в беспамятстве. Может быть, она видела что-то из «того» мира, но явно, что сознание ее уже терялось. Она приняла мученические страдания, сама, добровольно. Она была православной монахиней.

Каждый раз смерть вся записывалась во всем существе умиравшего человека, открывала всю картину его жизни. Когда я вспоминаю эти смерти, я всегда думаю о своей собственной…

Поэтому эвтаназия совершенно не нужна. Она лишит человека этого бесценного опыта своей смерти, не даст человеку перетерпеть страдания, чтобы смириться до конца.

— То есть эти последние месяцы или дни страданий могут изменить посмертную судьбу человека? Умирающий всю жизнь был, например, грешником, неужели он может измениться за считанные дни?

— Болезнь, агония — это последний шанс для утопающих в своих грехах грешников. Представьте себе, что всю жизнь человек был грешником, и умер быстро и легко. Его не ждет ничего, кроме ада.

Что такое ад? Это состояние тех существ (людей и демонов), кто не хочет быть с Богом. Это состояние, может быть, не менее мучительно, чем сама агония при жизни.

Агония и болезнь при жизни, как наковальня, как жерло, могут помочь человеческой душе измениться при самом конце жизни так, как кузница меняет форму железа.

У Адама и Евы, когда они согрешили в раю, не было опыта болезни, опыта умирания. Сейчас у каждого человека, который умирает, опыт болезни и смерти появляется. И если человек получит этот опыт, то он уже никогда не выберет греховную жизнь. Важно любой ценой сделать свой выбор еще при жизни, так как в вечности человек уже не может покаяться.

Поэтому легкое прекращение своей жизни при помощи эвтаназии обернется для человека очень тяжелыми последствиями в вечности. И он уже никак не сможет этого исправить. А какое страдание самое страшное? То, которое, ты знаешь, будет длиться вечно, и нет никакой надежды на избавление…

© Boleem.com


32661
Беспалко Виталий , священник
Беспалко Виталий , священник

Оставить отзыв

Читать отзывы (7)

Написать отзыв
Ваш отзыв*
Ваше Имя (Псевдоним)*
Сколько Вам лет?*
Ваш email
Анти спам *

Отзывы:

Спасибо, всё верно

Наталья , возраст: 37 / 2019-12-08 11:35:28

Абсолютно с Вами согласна! Существует понятие-это тайна рождения,тайна смерти,это и есть предопределение ниспосланное Всевышним каждому! И не человеку решать,а тем более управлять подобными процессами,иначе это пагубно для души.

Аси\'ят , возраст: 56 / 2017-05-30 21:41:46

ВАША СТАТЬЯ НАТАЛКИВАЕТ НА ГЛУБОКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ.МНЕ ЧЕЛОВЕКУ КАК ВЕРУЮЩЕМУ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО..... . МИР ВАМ.ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ.

ВАЛЕРИЙ. , возраст: 39 / 2015-09-05 09:35:18

Очень интересно.Мучительной боли боимся.Наверное,она действительно нужна.Чтобы с легкостью расстаться со своим больным телом и всеми земными привязанностями.

Вера , возраст: 56 / 2015-04-15 10:09:14

Хотелось бы верить, но не могу.

Valeria T , возраст: 40 / 2015-03-28 17:10:56

... слава Господу Иисусу Христу за таких священников!

Александр , возраст: 49 / 2015-02-02 10:41:28

Очень хорошая статья. Сейчас умирает от рака моя мама. У нее метастазы в мозгу. Нам всем очень тяжело. Особенно ей. И вопросы об эвтаназии уже рождались в моей голове. Хотя я знаю, что эвтаназия - это большой грех убийства. Статья помогла понять смысл этих предсмертных страданий. Тоже думаю о своей смерти. Как это будет. И хочется обращаться к Богу. Молиться.

Каштанка , возраст: 36 / 2013-10-08 16:07:37


Смотрите также
Беседа о проблеме эвтаназии
Умирание или эвтаназия (Свящ. Георгий Чистяков )
За гранью эвтаназии: легко ли «легко умирать»? Часть 1 (Диакон Михаил Першин )
За гранью эвтаназии: легко ли «легко умирать»? Часть 2 (Диакон Михаил Першин )
«Претерпевший до конца спасется»

Исповедь, духовник